Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике
Глава II. Классификация организаций здравоохранения
Глава III. Организации здравоохранения
Глава IV. Правовые основы функционирования организаций здравоохранения
Глава V. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения
Глава VI. Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения
Глава VII. Финансовые основы деятельности организаций здравоохранения
Глава VIII. Заключительные положения
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью организаций здравоохранения в Кыргызской Республике, создает правовые основы их функционирования, определяет типы, виды организаций здравоохранения, классифицирует их по уровням оказания медико-санитарной помощи.
Общие положения
Статья 1. Система здравоохранения
На территории Кыргызской Республики функционирует комплексная интегрированная система здравоохранения, состоящая из государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения.
Деятельность организаций здравоохранения регулируется настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Единый плательщик - государственный орган, уполномоченный производить из средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования финансирование медико-санитарной помощи, оказываемой Поставщиком в системе Единого плательщика.
Консолидированный бюджет - совокупность средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, внешних заимствований и грантовой помощи доноров, а также специальных средств, средств, полученных от сооплаты населения в системе здравоохранения.
Программа государственных гарантии по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью (далее - Программа государственных гарантий) - гарантированные объем, виды и условия предоставления медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике.
Содержание иных терминов определяется отдельными статьями настоящего Закона.
Классификация организаций здравоохранения
Статья 3. Классификация организаций здравоохранения
Организации здравоохранения в Кыргызской Республике классифицируются по типам, видам и уровням оказания медико-санитарной помощи.
Тип, вид организаций здравоохранения, их организационно-правовая форма, функции, виды и уровень оказываемой медико-санитарной помощи отражаются в учредительных документах.
Статья 4. Типы организаций здравоохранения
Классификация организаций здравоохранения по типу основана на форме собственности и ведомственной принадлежности.
Различают следующие типы организаций здравоохранения:
- государственные организации, создаваемые уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения;
- государственные организации здравоохранения, создаваемые другими государственными органами управления и ведомствами;
- муниципальные организации здравоохранения, создаваемые местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;
- организации здравоохранения, основанные на частной и смешанной формах собственности.
Статья 5. Виды организаций здравоохранения
Классификация организаций здравоохранения по видам основана на направлениях их деятельности.
Различают следующие виды организаций здравоохранения:
- лечебно-профилактические;
- организации общественного здравоохранения;
- научно-исследовательские;
- образовательные;
- медико-социальные;
- реабилитационные;
- фармацевтические;
- прочие организации.
Статья 6. Уровни организаций здравоохранения
Классификация организаций здравоохранения по уровням основана на степени их специализации.
Различают организации здравоохранения первичного, вторичного, третичного уровней.
Организации здравоохранения
Статья 7. Государственные и муниципальные организации
здравоохранения
Государственные и муниципальные организации здравоохранения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Учреждение здравоохранения - организация, созданная собственником для осуществления социальных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Предприятие здравоохранения, основанное на праве оперативного управления, - организация, созданная на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Статья 8. Организации здравоохранения, основанные на частной форме
собственности
Организации здравоохранения, основанные на частной форме собственности, создаются физическими лицами в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
Статья 9. Лечебно-профилактические организации
Лечебно-профилактические организации - организации, оказывающие медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике.
Лечебно-профилактические организации в зависимости от видов оказываемой медико-санитарной помощи подразделяются на лечебно-профилактические организации широкого профиля и специализированные.
К лечебно-профилактическим организациям широкого профиля относятся лечебно-профилактические организации первичного уровня и больницы, предоставляющие различные виды медико-санитарной помощи.
К специализированным лечебно-профилактическим организациям относятся организации вторичного и третичного уровней, предоставляющие отдельные виды медико-санитарной помощи.
Статья 10. Организации общественного здравоохранения
Организации общественного здравоохранения обеспечивают санитарный надзор, проводят санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, способствуют формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья граждан.
Статья 11. Научно-исследовательские организации
Научно-исследовательские организации проводят научные исследования в области фундаментальной, прикладной медицины и гигиены, осуществляют лечебно-профилактическую и педагогическую деятельность.
Статья 12. Образовательные организации
Образовательные организации здравоохранения осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских кадров для системы здравоохранения.
Статья 13. Медико-социальные организации
Медико-социальные организации предоставляют гражданам в Кыргызской Республике медико-социальную помощь, включающую реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную, а также помощь социального характера.
Статья 14. Реабилитационные организации
Реабилитационные организации осуществляют медицинскую реабилитацию граждан в Кыргызской Республике, страдающих врожденными, приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм.
Статья 15. Фармацевтические организации
К фармацевтическим организациям относятся организации, осуществляющие производство, поставку и реализацию лекарственных средств.
Статья 16. Организации здравоохранения первичного уровня
К организациям здравоохранения первичного уровня относятся организации, предоставляющие скорую неотложную медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, а также организации общественного здравоохранения.
Статья 17. Организации здравоохранения вторичного уровня
К организациям здравоохранения вторичного уровня относятся организации, предоставляющие специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Статья 18. Организации здравоохранения третичного уровня
К организациям здравоохранения третичного уровня относятся организации, предоставляющие специализированную медико-санитарную помощь с использованием высокотехнологичного оборудования, передовых научных достижений, привлечением высококвалифицированных медицинских кадров.
Правовые основы функционирования организаций
здравоохранения
Статья 19. Регулирование деятельности организаций здравоохранения
Регулирование, координация, а также контроль медицинской деятельности организаций здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления городов Бишкек и Ош на соответствующем уровне координируют деятельность организаций здравоохранения, контролируют исполнение национальных, государственных и целевых программ в области охраны здоровья через свои координационные комиссии по здравоохранению.
Координационные комиссии по здравоохранению при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления городов Бишкек и Ош возглавляют председатели - главы соответствующих местных государственных администраций и органов местного самоуправления городов Бишкек и Ош либо их заместители.
См.:
постановление Правительства КР от 21 июля 2003 года N 447 "О порядке управления системой здравоохранения в городах Бишкек, Ош и областях Кыргызской Республики";
постановление Правительства КР от 7 декабря 2005 года N 558 "О реализации Закона Кыргызской Республики "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике"
Координационные комиссии по здравоохранению при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления городов Бишкек и Ош осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми соответствующими местными государственными администрациями и органами местного самоуправления городов Бишкек и Ош.
Организации здравоохранения с государственной и муниципальной формами собственности возглавляются руководителями, имеющими высшее медицинское или экономическое образование, прошедшими аттестацию и регистрацию по специальности "управление здравоохранением".
Порядок аттестации и регистрации специалистов, прошедших подготовку по специальности "управление здравоохранением", а также их назначение на руководящие должности в государственных организациях здравоохранения определяются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.
Статья 20. Устав (положение) организации здравоохранения
Организация здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава (положения), утверждаемого учредителем.
Уставы (положения) государственных и муниципальных организаций здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике, разрабатываются на основе типовых уставов (положений).
Типовые уставы (положения) разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.
Статья 21. Лицензирование и аккредитация организаций
здравоохранения
Организации здравоохранения проходят лицензирование и аккредитацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 22. Права организаций здравоохранения
Организации здравоохранения имеют право:
- на финансово-хозяйственную деятельность;
- на осуществление деятельности в соответствии со своим уставом (положением);
- на обеспечение финансированием своей деятельности в полном объеме;
- участвовать в реализации национальных, государственных программ;
- получать от граждан, обратившихся за медико-санитарной помощью, необходимые сведения о состоянии их здоровья, результатах лечения, проведенного другими лицами, осуществляющими медицинскую деятельность;
- запрашивать с согласия гражданина сведения у других лиц, проводивших его обследование или лечение;
- выдавать листки временной нетрудоспособности, справки о рождении, смерти и иные медицинские документы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- получать информацию о вредном воздействии окружающей среды на человека;
- создавать профессиональные медицинские и фармацевтические общественные организации или входить в ассоциации (союзы) организаций здравоохранения, профессиональных медицинских и фармацевтических общественных организаций.
Статья 23. Обязанности организаций здравоохранения
Организации здравоохранения обязаны осуществлять деятельность в соответствии со своим уставом (положением).
Организации здравоохранения, оказывающие медико-санитарную помощь, обязаны обеспечить:
- доступную, своевременную, качественную, квалифицированную медико-санитарную помощь необходимого объема, установленного для определенных уровней здравоохранения;
- оказание скорой и неотложной медицинской помощи;
- готовность к работе в экстремальных условиях (эпидемии, чрезвычайные ситуации, военное положение, стихийные бедствия, работа в труднодоступных и опасных условиях);
- проведение специальных профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- соблюдение санитарно-гигиенического, противоэпидемического режимов;
- взаимодействие и преемственность между смежными службами здравоохранения;
- пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое воспитание населения.
Статья 24. Взаимодействие организаций здравоохранения
Организации здравоохранения, оказывающие медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике, взаимодействуют с высшими и средними профессиональными специальными учебными заведениями по вопросам практического обучения студентов, подготовке и переподготовке кадров на договорной основе.
См.:
постановление Правительства КР от 5 августа 2008 года N 425 "О дополнительных мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике"
Организации здравоохранения вступают в договорные отношения между собой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 25. Собственность государственных и муниципальных
организаций здравоохранения
Государственные и муниципальные организации здравоохранения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования.
Имущество государственных и муниципальных организаций здравоохранения, приобретенное в процессе их деятельности, является государственной собственностью. Государственные, муниципальные организации здравоохранения не вправе передавать в аренду, отчуждать либо иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей (собственников).
Статья 26. Приватизация объектов здравоохранения, находящихся в
государственной или муниципальной собственности
Приватизация объектов здравоохранения - зданий, сооружений, иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Преимущественным правом при приватизации зданий и сооружений, высвобождаемых в процессе реструктуризации объектов здравоохранения, обладают работники здравоохранения.
Не допускается приватизация объектов здравоохранения, изъятие которых может привести к ухудшению доступности и качества медико-санитарной помощи на данной территории, а также зданий, сооружений, расположенных на территории организации здравоохранения, с целью осуществления на их базе производства с вредным воздействием на человека и окружающую среду, либо развлекательно-зрелищных, увеселительных мероприятий, связанных с пребыванием большого количества людей и (или) транспорта.
Приватизация объектов здравоохранения может осуществляться путем их передачи работникам здравоохранения на льготных условиях в долгосрочную аренду с последующим выкупом.
Средства, полученные от приватизации объектов здравоохранения, реинвестируются в сектор здравоохранения.
Приватизации не подлежат:
- организации здравоохранения, имеющие статус национальных;
- учреждения здравоохранения, предоставляющие отдельные виды медико-санитарной помощи и являющиеся единственными на данной территории.
Статья 27. Ответственность организаций здравоохранения
Организации здравоохранения за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области здравоохранения несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Ответственность государственных и муниципальных организаций здравоохранения не распространяется на денежные средства и имущество, направляемые на мероприятия, связанные с оказанием медицинских и профилактических услуг населению.
Статья 28. Страхование ответственности организаций здравоохранения
Организации здравоохранения в добровольном порядке заключают договоры со страховыми организациями по страхованию риска причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказании им медицинских услуг.
Порядок и условия страхования осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Государственные и муниципальные учреждения
здравоохранения
Статья 29. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения
Государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения являются государственные и муниципальные организации, созданные учредителем (собственником) для оказания медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике и финансируемые им полностью или частично.
Порядок и условия оказания медико-санитарной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения определяются Законом Кыргызской Республики "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике".
Статья 30. Учредители (собственники) государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения
Учредителями (собственниками) государственных учреждений здравоохранения могут выступать:
- Правительство Кыргызской Республики;
- уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области здравоохранения;
- другие государственные органы управления и ведомства.
Учредителями (собственниками) муниципальных учреждений здравоохранения могут выступать:
- местные государственные администрации;
- органы местного самоуправления.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения могут создаваться совместным решением органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 31. Финансирование государственных и муниципальных
учреждений здравоохранения
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения содержатся за счет средств государственного бюджета.
Финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Формирование бюджета государственных и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется с учетом прогнозируемых объемов финансирования из средств государственного бюджета, специальных средств и иных источников.
Глава VI
Государственные и муниципальные предприятия
здравоохранения
Статья 32. Государственные и муниципальные предприятия
здравоохранения
Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения, основанные на праве оперативного управления, создаются в Кыргызской Республике на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения обладают управленческой, финансовой самостоятельностью и осуществляют свою деятельность на договорной основе в системе Единого плательщика.
Статья 33. Учредители (собственники) государственных и
муниципальных предприятий здравоохранения
Учредителями (собственниками) государственных предприятий здравоохранения могут выступать:
- Правительство Кыргызской Республики;
- уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области здравоохранения;
- другие государственные органы управления и ведомства.
Учредителями (собственниками) муниципальных предприятий здравоохранения могут выступать:
- местные государственные администрации;
- органы местного самоуправления.
Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения могут создаваться совместным решением органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 34. Финансирование государственных и муниципальных
предприятий здравоохранения
Формирование бюджета государственных и муниципальных предприятий здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, может осуществляться из средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, специальных средств на основании нормативов финансирования по видам медико-санитарной помощи с учетом прогнозируемых показателей по финансированию и объемов медико-санитарной помощи.
Средства, получаемые от деятельности государственных и муниципальных предприятий здравоохранения, направляются на оказание медико-санитарной помощи, содержание и развитие организации.
Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения, работающие в системе Единого плательщика, самостоятельно планируют и утверждают структуру затрат и смету расходов, вносят текущие изменения в утвержденную смету расходов, структуру и штатную численность, исходя из прогнозируемых поступлений средств за оказываемую медико-санитарную помощь.
Финансовые основы деятельности организаций
здравоохранения
Статья 35. Финансовая самостоятельность государственных и
муниципальных организаций здравоохранения
Организации здравоохранения с государственной и муниципальной формами собственности обладают финансовой автономией в пределах своего устава (положения).
Статья 36. Источники финансирования государственных и
муниципальных организаций здравоохранения
Источники финансирования государственных и муниципальных организаций здравоохранения формируются:
- из средств государственного бюджета;
- из средств обязательного медицинского страхования;
- из средств, полученных от сооплаты;
- из специальных средств;
- из грантов международных организаций;
- из добровольных отчислений и вкладов физических и юридических лиц;
- из средств добровольного медицинского страхования;
- из других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
Статья 37. Финансово-хозяйственная деятельность государственных и
муниципальных организаций здравоохранения
Государственные и муниципальные организации здравоохранения осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность в порядке, установленном учредителем (собственником) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 38. Финансово-хозяйственная деятельность государственных и
муниципальных организаций здравоохранения в системе
Единого плательщика
Государственные и муниципальные организации здравоохранения осуществляют свою деятельность в системе Единого плательщика на основе заключенных договоров с органом, уполномоченным осуществлять функции Единого плательщика.
Государственные и муниципальные организации здравоохранения:
- заключают договоры с другими организациями здравоохранения на предоставление медицинских и иных услуг;
- разрабатывают и утверждают смету расходов по средствам республиканского и местных бюджетов, обязательного медицинского страхования в соответствии с прогнозируемыми объемами поступления средств по расчетам в системе Единого плательщика;
- формируют и исполняют консолидированный бюджет по всем источникам поступления доходов;
- по средствам государственного бюджета соблюдают регламент казначейских процедур движения бюджетных средств и представления отчетности;
- обеспечивают использование средств обязательного медицинского страхования в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- производят закупку лекарственных средств и расходных материалов, медицинского оборудования, необходимых для исполнения Программы государственных гарантий, программ обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственных закупках товаров, работ и услуг;
- получают лекарственные средства и изделия медицинского назначения на лечение больных социальными заболеваниями, приобретаемые централизованно на средства из республиканского бюджета, а также поступающие в виде грантовой помощи;
- разрабатывают и утверждают внутреннее положение по оплате труда и премированию персонала в соответствии с базовым положением по оплате труда работников здравоохранения;
- обеспечивают ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с утвержденным порядком для организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика;
- используют единый текущий счет в банке-агенте Единого плательщика по расчетам за исполнение Программы государственных гарантий.
Средства государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, используются:
- на предоставление медико-санитарной помощи и иных услуг в соответствии с Программой государственных гарантий и программами обязательного медицинского страхования;
- на содержание и развитие государственных и муниципальных организаций здравоохранения, а также другие расходы, связанные с их деятельностью.
Финансово-хозяйственная деятельность государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, подлежит аудиту в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 39. Финансирование медико-санитарной помощи,
предоставляемой государственными и муниципальными
организациями здравоохранения
Финансирование медико-санитарной помощи, предоставляемой государственными и муниципальными организациями здравоохранения, не работающими в системе Единого плательщика, осуществляется учредителем (собственником) за счет средств государственного бюджета, собственных или иных источников.
Статья 40. Финансирование медико-санитарной помощи,
предоставляемой государственными и муниципальными
организациями здравоохранения в системе Единого
плательщика
Финансирование медико-санитарной помощи, предоставляемой государственными и муниципальными организациями здравоохранения, осуществляется Единым плательщиком на основании заключенных договоров на предоставление медицинских и иных услуг за счет средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования.
Статья 41. Ценообразование в государственных и муниципальных
организациях здравоохранения
Ценообразование в государственных и муниципальных организациях здравоохранения осуществляется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения по единой методике по согласованию с уполномоченным государственным органом по антимонопольной политике в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 42. Финансирование организаций здравоохранения, основанных
на частной форме собственности, из средств
государственного бюджета и обязательного медицинского
страхования
Организации здравоохранения, основанные на частной форме собственности, могут на основании заключенных договоров принимать участие в реализации Программы государственных гарантий, программ обязательного медицинского страхования с оплатой за предоставляемые услуги из средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования по нормативам, установленным для государственных и муниципальных организаций здравоохранения.
Заключительные положения
Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован в газете "Эркинтоо" от 27 августа 2004 года N 73-74
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики А.Акаев
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 23 июня 2004 года